Версия для слабовидящих

СМИ о нас

29.08.2018

Повышение стоимости проезда откладывается

Ни для кого не секрет, что затраты на ремонт подвижного состава, покупку запчастей для общественного транспорта, как правило, ложатся на водителей. Каждый из них вынужден сначала выполнить установленный руководством предприятия план, а потом зарабатывать на топливо, запчасти и что-то в свой карман. А чтобы не получилось себе в убыток, крымчан возят на старых автобусах, льготники со скандалами прорываются в них бесплатно, вечерами же маршрутки и вовсе пропадают с улиц наших городов. При этом транспорт­ники хотят поднять тарифы на проезд, а Общественная палата РК, к которой они обращаются за поддержкой, категорически возражает: вы, ребята, сначала уровень услуг поднимите, а потом просите. Получается замкнутый круг. Может быть, надо изменить саму систему работы общественного транспорта? В этом и пытались разобраться присутствующие на заседании ОП РК представители транспортной отрасли, общественники, чиновники.

Засекреченная доходная часть

Надо отметить, что в жёсткие рамки поставлены водители не только частных фирм, нечто подобное до последнего времени происходило и в ГУП «Крымтроллейбус», когда шофёры не спешили «записывать на себя» машины, поскольку разные комплектующие потом приходилось менять за собственные деньги. Правда, сегодня, как уверяет гендиректор этого предприятия Илья Прокопьев, такого уже не происходит. Более того, на 30 миллионов рублей закуплены комплектующие, так что запас есть, а их замена осуществляется исключительно за счёт ГУП.

Однако, со слов И. Прокопьева, необходимо ещё покупать новую технику, менять кровлю зданий на конечных станциях, улучшать условия труда работников, внедрять дополнительные опции (валидаторы, систему ГЛОНАСС, пластиковые карты, приложение, помогающее отслеживать движение общественного транспорта). К нему присоединяется и вице-президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма Зиновий Лудчак, заявляющий, что за существующий ныне тариф невозможно предоставить качественную услугу. Мол, чтобы всё сделать, как полагается, нужно учитывать подорожание шин, машинного масла, дизельного топлива, комплектующих, а значит — срочно повышать цены на проезд, иначе никак.

Вот только госчиновники с этими доводами в корне не согласны. Они требуют экономических обоснований, которых транспортники не предоставляют. Заместитель председателя Государственного комитета по ценам и тарифам РК Ольга Игошина сообщила, что за прошлый год себестоимость перевозок в «Крымтроллейбусе» составила менее 10 рублей при тарифе 14.

«То есть средства, заложенные на целевые расходы, не использованы. Следовательно, при составлении тарифа на 2019 год мы всё это учтём со знаком минус, поскольку в следующем отчётном периоде эти суммы из тарифной ставки изымаются как излишне полученные», — отметила О. Игошина.

В свою очередь, представитель общественного совета при Минтрансе РК Владислав Антонов заметил: в 2016-м, когда стоимость проезда выросла на один рубль, транспортные предприятия имели возможность показать, что повышение было обоснованным. Ничего подобного не случилось. Более того, ситуация усугубилась: прежние проблемы в оказании транспортных услуг остались, а к ним прибавились дополнительные.

«Перевозчики не хотят показывать реальную доходную часть. Очень странная картина вырисовывается. При средней зарплате водителей госпредприятий 30—35 тысяч рублей идёт речь о дефиците кадров. А частные перевозчики показывают минимальную зарплату... в 11 тысяч! Да при таком окладе все давным-давно разбежались бы. Ан нет — трудятся. Значит, имеют иной доход, скрываемый от государства», — рассуждает представитель общественного совета.

Возможно, официальная зарплата именно такая. А чтобы есть не только хлеб, но и масло, приходится изворачиваться. И как же? По словам общественника, методы зарабатывания стали неприемлемыми для пассажиров. Мало того что в вечернее время автобусы просто не ходят, из-за них сокращается время движения или количество троллейбусов на определённых направлениях, на которых «перекрывается кислород» именно маршруточниками.

«Например, в Симферополе всего пять маршрутов обслуживаются гор­автотрансом, остальные 45 — частными перевозчиками, они, кстати, большую часть из 15 маршрутов, по которым ходят троллейбусы, дублируют или полностью, или наполовину. О какой рентабельности госпредприятия можно говорить?» — задал, пожалуй, риторический вопрос В. Антонов.

Более того, водители маршруток в погоне за длинным рублём доходят до того, что создают опасные ситуации на дорогах. Например, обгоняют, «подрезают» троллейбусы. Долго стоят на остановках, чтобы забрать всех потенциальных пассажиров, тем самым снизить доходную часть «Крымтроллейбуса».

Но такое поведение, ещё раз отмечу, можно объяснить: заработок шофёра напрямую зависит от его прыткости. А хозяев-частников, видимо, такой расклад вполне устраивает: они определяют для водителей таксу, всё остальное их не касается. Хотя, стоит обратить внимание, устанавливаемая сумма сбора, по идее, должна учитывать всю расходную часть предприятия. На деле видим другое: нам рассказывают о подорожаниях и прочих трудностях бытия и просят повысить тариф, тем самым пытаясь компенсировать свои расходы за счёт пассажиров и бюджета РК.

«Вот такая крайне негативная ситуация сложилась в отрасли не на пустом месте. Виной всему неэффективное гос­управление, отсутствие должного контроля. Невыполнение распоряжений Главы Республики, федеральных и местных законов, регламентирующих деятельность транспортной сферы, довело ситуацию до критической точки», — посетовал В. Антонов.

К тому же из рук вон плохо работают муниципалы. Чтобы Госкомцен понимал, где надо повышать тариф, а где нет, ему необходима информация из всех регионов. Пока её предоставил только Джанкой. Другие не торопятся.

«Вернее, они уже раз подавали, но мы обнаружили массу ошибок и вернули на доработку», — уточнила Ольга Игошина, заметив, что комитет готов повысить тариф пока лишь на пригородные перевозки (на 1,52 рубля).

К сожалению, муниципалитеты не ограничены сроками предоставления данных о маршрутах, рейсах, пассажиропотоке, количестве транспорта и прочей информации, необходимой для Госкомитета, чтобы тот ясно видел картину и мог правильно произвести расчёты. По словам первого заместителя министра транспорта Андрея Сидорова, тоже присутствовавшего на заседании ОП РК, только руководитель республики вправе обязать глав муниципалитетов (ответственных за организацию транспортного обслуживания населения) ускорить процесс подачи сведений.

«А вы не можете обратиться к Председателю Совета министров РК с этой инициативой?» — спросили журналисты у А. Сидорова.

«Да, мы с такой инициативой выйдем, — пообещал замминистра, обратив внимание, что со следующего года Минтранс РК намерен перевести всех перевозчиков на контрактную форму работы. К чему это приведёт, пока неясно. Зато вполне ясно А. Сидоров дал понять, что ничего быстро не реализуется. В том числе предложенная нами инициатива: — Она должна обсуждаться, и только потом можно будет говорить о сроках».

И в Госкомцен, и в Минтрансе надеются, что к концу года муниципалитеты всё же «созреют».

В планах — отказ от наличного расчёта

Председатель ОП РК Григорий Иоффе обратил внимание присутствующих и на проблему, связанную с компенсационными выплатами, предоставляемыми автоперевозчикам за провоз льготников из республиканского бюджета. Так, на этот год было заложено 1177,4 млн рублей. Перевозчики уже получили 80% этой суммы, а в отдельных муниципальных образованиях — и все 100%.

«Мы видим сумму, которую бюджет республики возмещает предприятиям и предпринимателям, оказывающим услуги льготным категориям граждан, — отметил заместитель министра труда и социальной защиты РК Михаил Афанасьев. — В нынешнем году она в два раза больше той, что выплачивалась три года назад. При этом количество граждан, имеющих право на льготный проезд, практически не изменилось».

По мнению министра внутренней политики, информации и связи РК Сергея Зырянова, исправить ситуацию, то есть оптимизировать процесс, может введение безналичных форм оплаты проезда. Он сообщил: Министерство транспорта Крыма совместно с Российским национальным коммерческим банком, министерствами экономического развития и внутренней политики, информации и связи занимается разработкой соответствующей электронной карты, которой можно будет расплачиваться не только за проезд в транспорте, но и за другие услуги.

Ввести в пользование такие социальные карты тоже планируется до конца нынешнего года. К слову, это нововведение поддерживает и Ассоциация автомобильных перевозчиков Крыма, отмечая, что тогда, возможно, уйдут бессистемные перевозчики, с которыми пытаются бороться не только государственные службы, но и ассоциация, исчезнет «теневой» рынок.

Пилотный проект, как заявил С. Зырянов, скорее всего, будет запущен в «Крымтроллейбусе» уже этой осенью.

В конце совещания председатель ОП РК Григорий Иоффе подвёл итог, отметив, что пока повышение цены на проезд пассажиров в троллейбусах и городских автобусах экономически не обосновано, не подкреплено данными о том, как это отразится на качестве обслуживания пассажиров.

«Сейчас такой шаг может вызвать широкий негативный общественный резонанс», — резюмировал Г. Иоффе.

В ходе работы члены Общественной палаты Крыма высказали ряд предложений по улучшению сферы транспортных пассажирских перевозок в Симферополе. Все они будут включены в документ, составленный по итогам обсуждения, и направлены в профильные инстанции.

Согласно законодательству Республики Крым мерами социальной поддержки на проезд в городском и пригородном транспорте общего пользования пользуются 655,7 тыс. граждан, в числе которых 594,5 тыс. пенсионеров, 4 тыс. детей-сирот, 57,1 тыс. — детей из многодетных семей.

Ольга САФРОНОВА
http://new.crimiz.ru/rubriki/91-ofitsialnyj-otdel/8177-povyshenie-stoimosti-proezda-otkladyvaetsya

Поделиться в соцсетях:

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Ольга Безугловец о проблемах ГТО Ольга Безугловец о проблемах ГТО
В 2024 году Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» исполнилось 10 лет со дня его возрождения. С 2014 года ОП РФ проводит ежегодный всероссийский общественный мониторинг по сбору предложений, направленных на совершенствование повсеместной реализации комплекса ГТО в субъектах РФ.
Все мнения