Версия для слабовидящих

СМИ о нас

30.07.2014

Григорий Иоффе: Демократия без берегов – прямой путь к майдану

Общественная палата – важный инструмент в создании гражданского общества и соблюдения баланса в отношениях между гражданами и органами государственной власти. Примечательно, что первым законом, принятым Госсоветом Республики Крым стал именно закон об Общественной палате. В конце июня состоялось первое заседание этого нового для Крыма общественного органа. В настоящее время завершаются организационные мероприятия, призванные обеспечить чёткую и эффективную работу Общественной палаты Крыма. О значении, перспективах и специфике ОП Крыма «Крымской Правде» рассказал первый заместитель главы Госсовета республики Григорий Иоффе, избранный председателем Общественной палаты.

- Григорий Адольфович, каковы основные задачи Общественной палаты, что привнесёт в жизнь крымчан деятельность этой структуры, и насколько обоснованным является её создание?
- В России Общественная палата как институт, прежде всего, контроля представителей гражданского общества за деятельностью органов власти, несколько лет назад была создана по инициативе президента РФ Владимира Путина. Такие палаты созданы также во всех регионах России, и их деятельность, функции, назначение, права и возможности оговорены законом. Кстати, в каждом федеральном округе законы об Общественной палате учитывают специфику данного региона.
К основным задачам ОП относится прежде всего обеспечение участия представителей общества в решении наиболее важных вопросов экономического, социального и культурного развития, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан, демократических принципов развития гражданского общества с выработкой соответствующих рекомендаций органам власти.
Для достижения этих целей необходима системная работа по изучению и формированию общественного мнения и доведение его до сведения органов государственной власти и местного самоуправления.
Важными элементами в работе ОП станет оказание содействия органам государственной власти РК при выработке и реализации региональной политики в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений, а также создание условий для противодействия коррупции на территории полуострова.
- Концепция Общественной палаты не предполагает создание искусственного конфликта с властью, наоборот, речь идёт о тесном взаимодействии. То есть, можно говорить о системе управляемой демократии, которая культивируется в России. Насколько жизнеспособна и эффективна подобная система отношений в обществе?
- Общественная палата как институт гражданского общества существует в таком виде только в нашей стране. В других государствах, которые очень гордятся своим развитым гражданским обществом, тем не менее подобных структур нет.
В связи с этим и само понятие демократия воспринимается в разных странах по-разному.
Мы понимаем, что нельзя сравнивать социальное устройство стран с развитой экономикой и устоявшимися общественными традициями с ситуацией в нашем государстве. В России – развитие гражданского общества происходит ярко и динамично.
То же самое можно сказать и о других странах на постсоветском пространстве. Однако проблема заключается в том, что в зависимости от выбранного пути развития результатом могут стать процессы прямо противоположные самому понятию демократии, как явлению.
- И примером другого пути и, соответственно, других результатов может служить Украина?
- Безусловно! Та страна, где мы ещё недавно жили, очень кичилась своими демократичными «здобутками». Но демократия по-украински являлась, образно говоря, демократией без берегов. Это привело к тому, что власть народа трансформировалась во власть толпы. Это уже не демократия. Такое явление имеет своё название – охлократия.
Высшей точкой этого социального уродства стали майданы. Сначала оранжевый майдан Ющенко, затем случилось то, что мы наблюдали совсем недавно. То, что вылилось в вооруженное противостояние, поставив под угрозу само существование государства Украина. А как может быть иначе, если на майданах решаются вопросы, которые ни в одной стране мира никогда не выносятся на обсуждение толпы?
В отличие от Украины, в России демократия развивается другим путём.
И отцы оранжевых революций, и те, кто стоит за ними, ставят в укор России, что у нас, мол, строится управляемая демократия. Не вижу ничего плохого в эффективной системе управления, в том числе и сфере демократии.
Согласитесь, события последних лет на Украине показали, что всё, что неуправляемо, неизбежно ведёт к майданам, дестабилизации общества и расшатыванию устоев государства.
Деятельность Общественной палаты в противовес уличным псевдореволюционным структурам вводит в стройную систему процессы создания и функционирования демократического гражданского общества.
- Каковы гарантии стабильной, а главное, эффективной работы ОП Крыма? На памяти у крымчан аналогичный и абсолютно провальный проект под названием Общественный совет при Совете министров АРК. Эта структура запомнилась бесконечными скандалами, не имеющими ничего общего с решением насущных для общества проблем.
- Действительно, Общественный совет некоторое время существовавший при правительстве Крыма, ни у кого не может вызвать добрых воспоминаний. Его деятельность как раз и была выражением всей деструктивной сути украинской демократии.
Порукой тому, что Общественная палата не повторит ошибок своего предшественника, в представительном составе членов, которые подверглись тщательному отбору. Среди них есть серьёзные учёные, опытные юристы, политологи, деятели культуры и искусства, представители ветеранских организаций и национальных обществ, предпринимательских и промышленных структур. Все они, что называется, люди слова и дела, имеют опыт общественной работы, но в отличие от большинства «деятелей» из приснопамятного Общественного совета, не занимаются саморекламой и дешёвым пиаром. Мотивацией для всех членов вновь избранной Общественной палаты Крыма не является получение личных дивидендов в виде политической или общественной карьеры. Их мотивация – чёткая гражданская позиция и искреннее желание приносить пользу обществу. Они осознают своё общественное призвание и свою задачу. И я ручаюсь, что работа этой структуры будет конструктивной и вполне эффективной.
- Отчего же тогда такая замечательная структура, утверждённая первым законом Госсовета Крыма, автором которого вы являлись, долго не могла начать работу?
- Этот вопрос задают многие. Некоторые даже с определенным негативным подтекстом. Дескать, Иоффе специально подбирал «карманных» членов ОП.
Дело в том, что я занимался вопросами создания Общественной палаты в связи с тем, что действующий закон обязывает именно крымский парламент организационно обеспечить проведение всех начальных процедур формирования ОП Крыма. Говорю со всей ответственностью, что пробуксовки организационного характера были вызваны исключительно юридическими проблемами, с которыми мы столкнулись с первых дней работы по созданию ОП. Например, по действующему законодательству каждый член Палаты должен быть рекомендован той или иной некоммерческой общественной организацией, имеющей российскую регистрацию. Таких структур в Крыму на момент формирования ОП РК практически не было. Нам пришлось через Общественную палату России обратиться к общероссийским общественным некоммерческим организациям, которые и порекомендовали нам своих крымских активистов. Уже после этого 20 человек были отобраны и утверждены Советом министров РК, а ещё 20 – парламентом Крыма, как и предполагается в соответствующем законе Республики Крым. Поэтому все высказанные подозрения связаны лишь с незнанием закона и желанием определенных людей продолжить майданные традиции в сфере общественных отношений.
Нужно понимать, что закон – это прежде всего процедура и ни о какой личной заинтересованности речи быть не может. Кстати, с большинством членов палаты я лично знакомился в течение двух недель, предшествовавших первому заседанию…
- Насколько влиятельным органом может стать Общественная палата? 
- Ни один закон Госсовета Крыма не будет принят без экспертной оценки ОП, от которой отныне никто не сможет отмахнуться.
Кроме того, необходимо учитывать, что деятельность палаты регламентирована законодательством Российской Федерации и РК. Все члены ОП избираются сроком на три года и никто не имеет права их отозвать, что тоже крайне важно.
Характер работы в Общественной палате предполагает ряд законодательно закреплённых ограничений для ее членов. Они не имеют права работать в структурах государственной службы, иметь любой депутатский мандат. В соответствии со статьёй 11 Федерального закона об ОП РФ, необходимо также приостановить членство в политической партии. Правда, в переходных положениях крымского закона прописана возможность членам ОП оставаться депутатом до 1 октября текущего года.

Беседовал Юрий АВДЕЕВ.

“Крымская правда”

Поделиться в соцсетях:

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
Анонсы
Общественная палата Крыма подаёт в суд иск об «энергоблокаде»
29 марта (в пятницу) в 12:00 состоится подача искового заявления в Верховный суд Республики Крым в интересах граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, о признании права на компенсацию морального вреда в результате «энергетической блокады» со стороны Украины.
Все анонсы
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация