Заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В Общественной палате Республики Крым на заседании комиссии по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов 02 апреля 2018 года был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – законопроект 1); «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект 2).
Законопроект 2 предусматривает уточнение порядка постановки на учет (снятие с учета) в налоговых органах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих без привлечения наемных работников услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (самозанятых физических лиц). В законопроектах, в том числе, предусматривается освобождение на 2019 год самозанятых лиц от уплаты налога на доходы физических лиц, работодателей – от уплаты страховых взносов с выплат самозанятым физическим лицам.
По существу поставленных вопросов, считаем следующее.
- Налоговые каникулы для самозанятых лиц предусмотрены на 2017 и 2018 гг. Предполагалось, что за это время такие лица «выйдут из тени». Однако по данным Федеральной налоговой службы на 1 января 2018 года, на учет встали 939[1] таких работников (из предполагаемых миллионов). Очевидно, что налоговые каникулы не стали тем обстоятельством, которое поспособствовало постановке на учет миллионов самозанятых лиц. В связи с этим, считаем, что предлагаемые в законопроектах изменения не отразятся на легализации своей деятельности самозанятыми физическими лицами.
- Считаем, что для самозанятых лиц должен сохраниться налоговый учет в уведомительном порядке. И после окончания периода налоговых каникул они не должны регистрироваться в качестве ИП, за ними сохраняется статус самозанятых с уплатой соответствующего налога.
- На наш взгляд, считаем, что деятельность самозанятых физических лиц не относится к предпринимательской деятельности. При этом ключевым остается сохранение на законодательном уровне того, что самозанятые граждане освобождены от прохождения государственной регистрации и получения статуса индивидуального предпринимателя.
- Сегодня п.70 ст.217 Налогового кодекса РФ устанавливает три вида услуг, оказываемых самозанятыми лицами:
- по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
- по репетиторству;
- по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
Перечень видов деятельности самозанятых физических лиц должен быть расширен на федеральном уровне, а также оставлено право за субъектами Российской Федерации данный перечень расширять.
- На наш взгляд, статус самозанятого лица не связан с наличием или отсутствием основного места работы. Многие из данных лиц, имея основное место работы, оказывают услуги физическим лицам для личных, домашних и иных подобных нужд. Таким образом, в большинстве случаев самозанятые физические лица имеют основное место работы. Но ключевым в данном случае является то, что эти лица получают доход, с которого не уплачивают налог.
- Предложенный законопроект не решает проблемы самозанятых лиц. Для того, чтобы данная группа граждан заявила о себе в налоговый орган, необходимо предусмотреть максимально минимальный налог, но государство от такого налога все равно выиграет больше, чем если самозанятые по-прежнему останутся в тени. Также необходимо предусмотреть ответственность за осуществление деятельности самозанятыми лицами без уведомления налогового органа (по примеру статьи 14.1. КоАП РФ: Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Кроме того, необходимо активизировать работу правоохранительных органов по привлечению к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, считаем, что предложенные законопроекты не решат проблем в указанной сфере по существу, в тоже время до выработки наиболее оптимальных условий для самозанятых лиц необходимо освободить их от уплаты налогов.
[1] https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed/