Версия для слабовидящих

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Общественной палаты Республики Крым по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации»

17.01.2020

Общественной палатой Республики Крым проведена общественная экспертиза проекта федерального закона  «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – Законопроект), опубликованного на сайте Совета Федерации (http://council.gov.ru/services/discussions/themes/110611/) .

Заключение подготовлено по результатам обсуждения законопроекта на заседании комиссии Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов, с учетом поступивших мнений, предложений и рекомендаций членов Общественной палаты, представителей профессионального сообщества, общественных экспертов.

Законопроект подготовлен членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, и был опубликован на сайте Совета Федерации 20 ноября 2019 года с приглашением к дискуссии всех заинтересованных лиц.

Законопроект устанавливает правовые основы профилактики семейно-бытового насилия, полномочия субъектов профилактики семейно-бытового насилия, формы профилактического воздействия.

В частности Законопроект предусматривает следующие формы профилактического воздействия: 1) правовое просвещение и правовое информирование; 2) профилактическая беседа; 3) профилактический учет; 4) профилактический контроль; 5) помощь в социальной адаптации лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию; 6) социальная реабилитация лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию; 7) специализированные психологические программы; 8) защитное предписание; 9) судебное защитное предписание.

Общественная палата поддерживает идею защиты лиц, страдающих от семейных тиранов, но не поддерживает идею принятия законопроекта о семейно-бытовом насилии.

Участниками общественной экспертизы сформированы следующие предложения и замечания, которые Общественная палата предлагает учесть при рассмотрении законопроекта.

  1. Участники общественной экспертизы отметили, что Законопроект открывает широкие возможности для злоупотреблений.

Так, например, предлагаемое в статье 2 Законопроекта определение понятия «семейно-бытовое насилие – умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления» является юридически некорректным, так как не определена природа семейно-бытового насилия (это правонарушение или нет, учитывая, что в тексте Законопроекта используется термин «нарушитель», но само деяние не содержит признаки правонарушения?). Также термин «угроза причинения» открывает возможности для подведения под семейно-бытовое насилие широкого спектра деяний. Например, запреты и ограничения в отношении детей – это причинение психического страдания или нет?

Также Законопроект открывает возможность для злоупотреблений и коррупции со стороны НКО, которые займутся профилактикой семейно-бытового насилия и будут конкурировать за каждую семью с признаками семейно-бытового насилия.

  1. Абсолютное большинство участников общественной экспертизы отметили нецелесообразность принятия данного законопроекта и наличие достаточного количества законодательных актов, способных защитить от семейно-бытового насилия.

В государстве достаточно действующих законов, которые при необходимых механизмах и их неукоснительном соблюдении способны защитить человека от любого насилия.

Так, например, причинение физических страданий в форме причинения вреда здоровью любой степени тяжести, истязания и побоев, не причиняющих вреда здоровью, уже запрещено КоАП (ст. 6.1.1) и УК РФ (ст.ст. 111, 112, 115, 116.1, 117 и др.). 

Психические страдания в форме унижения чести и достоинства другого лица, выраженные в неприличной форме (оскорбление) запрещены ст. 5.61 КоАП РФ.

Возникает вопрос: так какие деяния подпадают под термин «семейно-бытовое насилие»? Представляется, что авторам законопроекта необходимо дать конкретный перечень таких деяний, чтобы общественность могла более четко иметь представление о предмете дискуссии, а не наполнять предлагаемый термин своими догадками.

Предусмотренные формы профилактического воздействия в своем большинстве содержатся в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ. Среди новых форм Законопроект предлагает специализированные психологические программы и защитные предписания. Таким образом, можно сделать вывод, что Законопроект предложен с целью ввести в оборот эти меры профилактики.

В тоже время вызывает сомнение оправданность защитного предписания. Согласно ч.1 ст. 24 Законопроекта «в случае установления факта совершения семейно-бытового насилия незамедлительно выносится защитное предписание». Под семейно-бытовым насилием также понимается угроза причинения психического страдания. То есть появляется возможность вынести незамедлительно защитное предписание при установлении, в том числе, факта угрозы. В тоже время при совершении административного правонарушения или уголовного преступления необходимо провести расследование, соблюсти определенную процедуру, соблюдать процессуальные принципы, прежде чем ограничить права и свободы человека. А в случае профилактики семейно-бытового насилия ничего такого не требуется, не действуют конституционные принципы (презумпция невиновности, состязательность и др.), при этом последствия от таких профилактических мер не менее опасны (лишение доступа к жилью, лишение права на общение). И это при том, что семейно-бытовое насилие не является правонарушением?

Действующее законодательство содержит целый ряд профилактических мер, защищающих, в том числе и членов семьи, от разных форм насилия:

- Федеральный закон РФ № 182-ФЗ от 23 июня 2016 г. «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»;

- Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон РФ от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными их мест лишения свободы».

Это далеко неполный перечень инструментов защиты от «семейно-бытового насилия».

  1. Участники общественной экспертизы обращают внимание законодателя на необходимость усовершенствовать действующие нормы. От участников общественной экспертизы для усовершенствования действующего законодательства, в частности, поступили следующие предложения:

- ст.116.1 УК РФ «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию» отнеси к делам публичного обвинения, а не частного, чтобы жертва самостоятельно не выступала обвинителем по делу и самостоятельно не осуществляла необходимые процессуальные действия;

- ввести защитные предписания в КоАП и УПК РФ, Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 N 182-ФЗ. В тоже время обращаем внимание, что в УПК существует такая мера пресечения как «Запрет определенных действий» (статья 105.1), которая предусматривает, в том числе, запрет приближаться к определенным объектам.

  1. На основании решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 9 июля 2019 г. по делу «Володина против России» (дело № 41261/17) также можно сделать вывод о том, что причиной обращения гражданки Володиной в ЕСПЧ послужило не отсутствие закона о семейно-бытовом насилии, а некомпетентность государственных органов России, которые не выполнили действующие законы. Так есть ли смысл принимать еще один закон, который будет также не исполняться или, что еще хуже, приведет к необратимым злоупотреблениям? Решение ЕСПЧ по данному делу должно послужить основанием для проверки работы правоохранительных органов, игнорирующих обращения граждан и законы Российской Федерации, и совершенствования правоприменительной практики, а не принятия законов, противоречащих конституционным основам.

На основании вышеизложенного, Общественная палата Республики Крым считает не целесообразным принятие проекта федерального закона  «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации».

 

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Ольга Безугловец о проблемах ГТО Ольга Безугловец о проблемах ГТО
В 2024 году Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» исполнилось 10 лет со дня его возрождения. С 2014 года ОП РФ проводит ежегодный всероссийский общественный мониторинг по сбору предложений, направленных на совершенствование повсеместной реализации комплекса ГТО в субъектах РФ.
Все мнения